вторник, 16 июня 2009 г.

Альтруисты рождаются на войне!

Альтруизм в ранней истории человечества являлся причиной войн, а те в свою очередь положительно повлияли на развитие человечества. К таким выводам пришли авторы исследования, в ходе которого было проведено численное моделирование взаимоотношений общин с разными типами поведения.

Эпоха палеолита является важной и самой продолжительной частью истории человечества. Она начинается с момента начала использования гоминидами каменных орудий (а это более 2,5 млн.лет назад) до того момента, когда человек начал заниматься земледелием (10 тыс.лет до н.э.). В то время наши предки жили в общинах разного рода и устройства (например, кровнородственная, родовая или соседская) и закладывали основы всего того, без чего нельзя представить полноценное существование людей в наше время: строительство, поиски пропитания, земледелие и многое другое. Как раз в тот период сложился физический тип современного человека, начали возникать разные теологические представления и первые памятники изобразительного искусства. Неотъемлемым атрибутом того времени является не только тяга к прогрессу в разных областях жизни, но и постоянные войны между общинами.

Вместе с эволюцией человека внутри общины зародилось такое явление, как альтруизм. В современном мире слово «альтруизм» представляет собой довольно расплывчатое понятие. Согласно БСЭ, это «нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека», и этот термин был введен Огюстом Контом как противоположность эгоизму. С более общей точки зрения, применимой и к другим животным, альтруизмом принято называть модель поведения, характеризующуюся готовностью действовать во благо других, даже если это требует жертв для особи лично, и в этом смысле забота родителей о потомстве также является альтруизмом.

На ранних этапах истории человечества вопросом изучения ученых является социальный альтруизм, в котором особи жертвуют собственными интересами во имя других членов популяции, не связанных с ними отношениями непосредственного родства. Проблема возникновения и выживания альтруистов – не только среди людей, но и в живом мире – давно занимает ученых. Эволюционные подсчеты показывают, что для случайного возникновения и поддержания в колонии хоть небольшого, но постоянного количества особей с альтруистическим поведением необходимо, чтобы родились и умерли сотни тысяч поколений. Еще одним важным результатом последнего времени является вывод ученых о том, что альтруизм оказался не свойством характера, а физиологической особенностью организма.

Новое исследование, связанное с явлением альтруизма, было проведено известным американским ученым Самюэлем Боулсом, работающим в Институте Санта-Фе и специализирующимся в двух таких на первый взгляд не слишком связанных между собой областях науки, как теория экономики и социальная психология. Главным результатом новой работы Боулса и его коллег, опубликованной в Science, является вывод о том, что войны возникали именно из-за существования такого явления, как альтруизм.

В своей работе Боулс использовал два направления. Сначала он тщательно изучил доступные археологические и этнографические данные за довольно большой период и (как настоящий экономист) учел ряд поправок, которые могли бы помешать сделать объективную оценку. В результате Боулс получил следующий значимый результат: в среднем количество смертей по итогам войн составляло около 14% от количества взрослого населения. В своих дальнейших исследованиях Боулс использовал методы, распространенные в экономике: теорию игр и математическое моделирование. Задав несколько «игроков» в виде общин с разными моделями поведения, авторы работы смотрели, как в итоге изменяется численность тех или иных общин. Сравнивая результаты моделирования с археологическими данными, Боулс пришел к выводу, что именно наличие альтруизма являлось причиной возникновения войн. Другими словами, это означает следующее: если есть две враждующие между собой общины, то внутри каждой из них возникает альтруизм по отношению к другим членам этой общины. При этом в войне больших успехов добивается та община, которая является более сплоченной. То есть вооруженный конфликт стал своего рода инструментом естественного отбора и позволил общине первобытных людей дорасти до высокоразвитой цивилизации.

Боулс обращает внимание на то, что вся община не может целиком состоять из одних альтруистов, потому что рано или поздно она примет в свои ряды хотя бы одного эгоиста. И здесь произойдет влияние его на других членов общины, которые станут, как и он, эгоистами, в какой-то момент их число достигнет предела, и община просто прекратит существование. Но если вдруг перед общиной встанет угроза войны с другой группой, то тогда и эгоисты перед лицом врага могут превратиться в альтруистов по отношению к своей группе. В своей модели Боулс исходил из предположения, что альтруизм передается внутри общины генетически, но при этом автор делает замечание, что альтруизм может передаваться и путем обучения или воспитания.

У модели Боулса нашлись критики. Например, специалист в области истории культуры Питер Ричардсон из Университета Калифорнии считает, что в данном случае альтруизм стоит рассматривать как чисто культурное явление. «Я не вижу ничего плохого в модели Боулса, но мне кажется, что он слишком много внимания уделяет генетической дифференциации», – заявил Ричардсон.

Выводы работы Боулса было бы некорректно применять к современному человечеству. Смертность в 14% в современном обществе является настоящей катастрофой (правда, сравнимая цифра потерь была по итогам Второй мировой войны).

Комментариев нет: